Пять чудесных действий русской печи |
|||||
Самые первые печные устройства появились еще до нашей эры. Археологи находили множество открытых, курных очагов, возраст которых датируется в 3.5 – 4 тысячи лет. Постройка печей шла рука об руку с развитием людской цивилизации. Поэтому на сегодня мы имеем практически совершенный, многофункциональный отопительный агрегат под кодовым названием «русская печь». Кроме КПД в 85-91%, эти древние отопительные приборы имеют еще множество полезных, абсолютно необходимых функций. Часть из них нашли отражения в старинных сказках и былинах, часть – дошла до нас с давними обрядами, тесно привязанными к «Укротительницам огня». Печи активно использовались для магических и сакральных действий еще первобытными людьми. Они были зоной действия, так называемой, женской магии. Ведь именно женщины отвечали в нашем патриархальном обществе за поддержание огня и приготовление пищи. Естественно, что они проводили значительную часть времени у своей печи и приспособили ее под удовлетворение своих духовных потребностей – разговоров с предками, исполнение потайных желаний, решение спорных вопросов с помощью огня. Поэтому печник, возводивший этот головной предмет дома древних славян, имел очень высокий социальный статус. Сегодня его можно сравнить лишь с единственным на село священником, семейным врачом или головой сельской рады. 1. Мистическое действие. Печное устройство было своеобразным противовесом «красному углу» сельского жилища. Жар жизни и власть базовых инстинктов противопоставлялась бестелесной святости и духовности. Через печную трубу в дом могла проникнуть любая темная сила, типа черта или огненного змия. Наружу из нее вырывались ведьмы, души умерших хозяев, болезни физического тела, выгнанные знахарями. Просьбы и пожелания, направленные к силам добра или зла, также направлялись в печное жерло, а уже оттуда, прямо по печной трубе они поступали к адресатам-исполнителям. Печи были средоточием всех ключевых событий в жизни наших предков. Вокруг них вертелись свадебные обряды и процесс рождения ребенка. Полая печная конструкция символизировала женское лоно или утробу. Первая брачная ночь и обряд перепекания, приобщения к дому ребенка, проходили именно на печи – самом главном предмете интерьера. Тяжелые болезни излечивались до конца, если в печи сжигалась одежда страждущего члена семьи. А когда приходили с похорон одного их бывших хозяев печи, обязательно заглядывали в печь, что бы ликвидировать тоску и страх по усопшему. Русские селяне считали, что только горящий «семейный очаг» является надежным средством для ликвидации грозы или смерча. Когда начинался град, на улицу выбрасывали печные аксессуары - кочергу и хлебную лопату, которые должны были усмирить бушующую стихию и спасти их посевы пшеницы, ржи или овса. Чем опытнее и известнее был печник, тем больше обрядов и магических действий могли совершать с очень непростым отопительным прибором его владельцы.
За любой магический обряд взимается определенная плата. Поэтому на ночь в печную утробу древние украинцы, поляки или белорусы обязательно ставили горшочек с ключевой водицей и вкладывали полено. Таким образом, печка, как живое существо, получала подпитку – еду и питье. Если же хозяева плохо заботились о главном домашнем предмете, то в отместку он вполне мог устроить пожар и сжечь дом. Притом печник был не виноват, соседи всегда причиной несчастья называли плохой уход и отсутствие уважения к матушке-печи. Хорошая, заботящаяся о своей семье, хозяйка должна была постоянно поддерживать жар в своем «мартене» в виде горячих, тихонько тлеющих угольков. Их одалживали лишь в исключительных случаях, потому что с жаром из дома мог уйти достаток и благополучие. Если хозяева складывали новую избу, а печник строил новую печь, то жар забирали из счастливой старой конструкции, таким образом, переманивая за собой всех домовых и добрых духов жилища. Если поселение попадало в полосу эпидемии, то весь огонь в печах массово гасили. А затем зажигали новый – от благодатного, живого огня, доставленного из Святых мест. Не один обряд любовной магии, процесс зачатия или рождения ребенка не обходился без жара домашней печи. Есть множество случаев, когда женщины, ошалев от тоски, обращались с эмоциональным призывом в печную трубу, а их любимые или дети, которые в тот момент были далеко, четко слышали их зов. Есть еще один старый, но очень показательный факт. Если в селе умирал колдун или ведьма, то его дом разбирали полностью, а печник взламывал саму печную конструкцию, что бы освободить привязанную к ней душу служителя магии. 2. Функциональное действие. Русская печь - это главный предмет жилища всех восточных славян. Их сооружали для приготовления еды, варения солодового пива, выдерживания медовухи или самогона, а также заготовления продуктов впрок, например, сушки яблок, вишни, черники. Только в печи можно испечь настоящий, с хрустящей корочкой, пышный и высокий, хлебный каравай. 3. Печи, как бани использовались еще в эпоху Киевской Руси. Вся семья, по очереди, включая грудных младенцев парилась в огромной русской печи. Сначала – взрослые мужчины, затем – женская половина семь, дети. В печном горниле спокойно размещалось два взрослых человека. Внутренний, сухой печной жар можно было увлажнить водой из ковша. Самое трудное, при мытье с помощью печки – это пролезть в нее, не обмазавшись в саже, возле устья. 4. Еще одна глобальная функция печи – это отопительная. Ее топили дровами практически 9-ть месяцев в году. Она равномерно прогревала весь дом. Особое тепло получали те, кто находился на лежаке, устроенном на печи. С продвижением на север, статус печного агрегата повышался. А профессиональный печник становился самым уважаемым мастером своего региона. 5. Целительная сила печи не раз описывалась в русских сказках. Но наука не осталась в хвосте печного интереса и подвела научную базу под ее лекарскую силу. Кирпич, сделанный из глины, излучает особое инфракрасное тепло. Оно подобно жару, который исходит от человеческого тела. Человек, который находится на печи, чувствует себя как в утробе матери. Известно много случаев, когда недоношенные детки выживали, оставленные на печи. Печь срабатывала как настоящий инкубатор. Про исцеление Ильи Муромца, который много лет прогревался на печи, даже не очень удобно, и напоминать. Радикулиты и артрозы, циститы и пневмонии исконно излечиваются с помощью печи. Печное сооружение – это мощный культурный, утилитарный, ритуальный и целительный пласт нашей культуры. На печи рождались, а в трубу отлетала душа умершего человека. С помощью печки-матушки люди получали горячую еду и волшебное тепло, согревающее тепло и души.
|
|||||
|